Современная городская среда – это безопасное и комфортное для жизни и путешествий пространство, в том числе благодаря продуманным системам уличного освещения. Последнее не только позволяет жителям и гостям городов чувствовать себя спокойно. Хорошо освещенные здания и достопримечательности повышают привлекательность городов и создают особую атмосферу, подчеркивая их уникальность.
Что отличает современные подходы к городскому освещению, какие тенденции в этом направлении считаются передовыми и почему, об этом мы беседуем с советником президента группы компаний «Технология Света» Евгением Головиным.
— Ваша компания присутствует на отечественном рынке с 2014 года. Какие этапы в ее развитии, возможно, крупные проекты можно назвать поворотными? Как это предопределило политику компании в дальнейшем?
— В 2020 году мы начали работать с объектами Нижнего Новгорода в рамках подготовки к празднованию 800-летия города. Была проделана колоссальная работа. Проект разработали за три месяца. Если вы посмотрите на ночной Нижний, 90% освещенных объектов реализованы нашей командой. Это все важные локации: набережная, главные улицы, кремлевский ансамбль, три вводных моста, памятники…
Именно тогда для нас стала очевидной необходимость комплексного подхода к городскому освещению. И от разрозненных объектов компания перешла к разработке и реализации световых мастер-планов городов.
Единая концепция световой среды увязывает в одно целое уличное и декоративное освещение, визуально объединяет отдельные районы и локации, выстраивает иерархию световых доминант. Изменилась и ассортиментная политика — для нас важно, чтобы на основе светотехники RADUGA можно было реализовать любой объект, включая наружное и внутреннее освещение, опоры, системы управления светом. Поэтому мы постоянно расширяем возможности нашего производственного комплекса, закупаем станки, запускаем новые линии.
— У производственного сектора экономики в условиях жесточайшего санкционного давления есть своя специфика. Для вашей компании текущее положение скорее благо, а рынок стал более комфортным, или же ситуация требует чрезвычайных усилий, чтобы оставаться на плаву?
— Еще со времени пандемии наша компания взяла курс на независимость от зарубежных поставщиков. Максимум производственных операций мы осуществляем сами. Но такие важнейшие элементы светильников, как драйверы и светодиодные модули, например, приходится закупать. Так что с началом санкций мы столкнулись с рядом проблем. Однако российский рынок достаточно насыщен, и нам удалось быстро подобрать аналоги отечественного и китайского производства без потери качества и надежности.
— Какова сегодня ситуация на рынке светотехнических технологий и продуктов, какие требования предъявляет время?
— Основной тренд развития светотехники с момента изобретения лампы накаливания — повышение эффективности источников света. Лучшие умы продолжают искать способы получить как можно больше света при меньших затратах энергии. Однако и эта устойчивая тенденция претерпевает изменения. Мы все чаще задумываемся, а так ли много света нам нужно на самом деле или стоит с умом тратить то, что есть. Поэтому все более актуальным становится «умное» освещение, системы управления светом, автоматизация зданий и систем.
— На что вы опирались при формировании собственной линейки продукции: на клиентские ожидания, законы, по которым развивается городская инфраструктура, футуристические, если хотите, проекты, обещающие стать реалиями уже завтрашнего дня?
— В первую очередь мы, конечно, опираемся на клиентский спрос. Наша основная задача — подобрать решение для любого запроса заказчика с помощью собственного оборудования, поэтому постоянно расширяем ассортимент. Если изначально компания специализировалась на архитектурном освещении, то сейчас мы работаем и с коммерческим, и с садово-парковым, и с уличным светом, разрабатываем модели для спортивных объектов, ЖКХ. При этом мы стараемся предугадывать развитие рынка, отслеживаем тенденции на светотехнических выставках, анализируем западный опыт. И в будущее не боимся заглядывать (смеется). Например, на Западе все больше набирает обороты Industrial Internet ofThings — IIoT. Это система передачи и анализа данных на объекте. Не за горами внедрение технологий передачи данных с помощью света Li-Fi, которая в корне изменит роль освещения в нашей жизни. И нужно быть готовыми к этому.
— Какие реализуемые подходы в работе с заказчиками вы считаете своим преимуществом, уникальным торговым предложением? (сроки, ассортимент, цены, качество, длительность гарантийного обслуживания и проч.).
— Одно из наших ключевых преимуществ — расширенная гарантия на оборудование RADUGA до 6 лет. На ряд объектов, связанных, например, с энергосервисными контрактами, гарантия может быть дополнительно увеличена. Мы с 2018 года повысили гарантийный срок, так как уверены в качестве своей продукции. Собственный производственный комплекс позволяет контролировать весь процесс, сокращая процент брака. При этом мы достаточно гибкие и легко адаптируемся под запросы клиентов.
Если в процессе обсуждения проекта выясняется, что мы не можем решить поставленные задачи на стандартном оборудовании, наш технический отдел продумывает решение по кастомизации — доработке светильника под конкретный объект или пожелание клиента. Или же в довольно сжатые сроки разрабатываем абсолютно новое изделие и включаем его в основной ассортимент.
— При знакомстве с проектами, которые были реализованы компанией, обращаешь внимание н не только на качество выполнения, но и на их разнообразие. Расскажите о направлениях, которые вы для себя открыли сравнительно недавно, а также о проектах, которые на первый взгляд кажутся привычными, но потребовали от вас новаторского подхода.
— На самом деле каждый объект требует особого подхода. Никогда не знаешь заранее, с чем придется столкнуться в ходе работы. Например, своеобразным вызовом для компании стало подключение к проекту модернизации уличного освещения в одном из городов и внедрения там автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО). Как выяснилось, ранее установленное оборудование оказалось несовместимымс этой системой. Нашим специалистам пришлось в экстренном порядке подключаться, проводить аудит, выявлять причины. В итоге этот проект стал началом развития абсолютно нового для нас направления. Мы разработали собственный аппаратно-программный комплекс — АСУ RADUGA «Цифровая городская среда», который и дальше планируем развивать.
— Какие направления в светотехническом оформлении в настоящее время считаются самими сложными и почему?
— В каждом направлении существуют свои нюансы и сложности, однако архитектурно-художественное освещение — одно из самых сложных. Свет дает архитектуре жизнь в темное время, но он же может и полностью уничтожить замысел архитектора. Самое сложное — не только создать какую-то выразительную концепцию, но и правильно реализовать ее. Каждый проект включает множество этапов, и на каждом что-то может пойти не так. Например, дизайнер придумал какой-то световой эффект, а на практике оказывается невозможным его реализовать, так как светильники не подходят. Поэтому так важно проводить натурное моделирование, мокапы. Иногда после работы на объекте приходится полностью менять концепцию или оборудование, вносить изменения в конструкцию светильников. Или возьмем монтаж. От правильности крепления зависит угол направления света, и если он неправильный, световая картина нарушается.
— В последнее время мы все чаще слышим словосочетания со словом «умный». Умная библиотека, умный дом, умные счетчики коммунальных ресурсов и прочее, прочее. А что такое «умное освещение»? Ведь, как оказалось, есть и такое, причем весьма активно внедряемое в городскую среду.
— За последние 20 лет устройства управления светом ÂÂ претерпели серьезные изменения, становясь все более изощренными и приобретая все новые и новые функции. Все начиналось с диммирования. Изменение уровня яркости тех же настольных ламп — это уже управление освещением. Далее появились контроллеры типа «умный дом», позволяющие программировать сценарии включения/выключения света, создавать различные режимы подсветки, контролируя работу светильников через пульты или гаджеты. Сегодня мы уже говорим о централизованном управлении освещением через облачные серверы в масштабах города. Автоматизированные системы управления наружным освещением позволяют, например, изменять уровень освещенности дорог в зависимости от времени суток или погодных условий, отслеживать состояние оборудования. Такие системы повышают КПД освещения и позволяют существенно экономить электроэнергию.
— Позвольте поинтересоваться опытом организации собственных проектов. Чем он обогатил компанию и как повлиял на политику управления?
— Как я уже говорил, работая с проектами, мы поняли важность комплексного подхода к освещению. И в части оборудования тоже. Когда фасадное освещение делает одна компания, а ландшафтное и уличное — другая, это сразу бросается в глаза. Нет единой концепции, светильники не сочетаются по стилю, разные типы подсветки могут даже конфликтовать друг с другом. Например, когда ярко выраженный теплый оттенок уличных фонарей накладывается на холодный спектр фасадных прожекторов. Поэтому мы параллельно развиваем все направления — уличное, архитектурное, ландшафтное освещение. Это дает возможность подходить к реализации световых концепций комплексно, создавая гармоничные пространства, в которых ни один объект не выбивается из общей тональности.
— В вашей сфере деятельности распространено такое понятие, как проекты со сложными системами управления. Что это и к каким проектам вы бы отнесли архитектурную подсветку храмов и почему?
— Уровень сложности систем управленияв основном зависит от масштаба объекта и перечня задач, которые должны решаться. В отношении храмов все то же самое. Можно ограничиться автоматическим включением и выключением внутреннего и наружного освещения, например, фасадного, в одно и то же время. И это будет одна система. Или же можно создать несколько сценариев работы светильников под различные поводы — более яркий свет для праздничных богослужений, приглушенный для будних дней, затемнение для ночных бдений. Интенсивность света в отдельных помещениях может изменяться в течение суток в зависимости от количества солнечного света, присутствия или отсутствия людей… Это уже более сложный уровень, требующий соответствующего оборудования. Возможности управления освещением огромны, главное понимать, что именно вы хотите получить от его внедрения.
— Поделитесь опытом работы в данном сегменте. Чем проекты по реализации архитектурной подсветки зданий, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов, ÂÂ принципиально отличаются от прочих проектов, а в чем очевидное сходство?
— В освещении культовых сооружений, как и при работе с другими объектами, очень важно оценить их положение и окружение. Это одиночное строение или же нужно увязывать освещение с рядом стоящими зданиями? Является ли объект доминантой и участвует в формированииночного облика города или это храм в окружении более высоких объектов? Без учета этих фактов невозможно разработать грамотную концепцию.
Но что особенно важно учитывать,и чем отличается подход к освещению храмов, — это социальный статус объекта, кто его прихожане, каков внутренний распорядок. В освещении небольшой приходской церкви и храма городского масштаба приемы и принципы будут совершенно разными.