программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)


Храм в честь священномученика Петра, митрополита Крутицкого, в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: Дмитровской шоссе, вл. 82

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Орест Оршак


Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, Митрополит Крутицкий

Дни памятиЯнварь 29 (новомуч.),  Сентябрь 27,  Октябрь 5 (Моск. Свт.)

Митрополит Петр (Полянский) был удивительным человеком: он принял монашество, священство и епископство в 1920 году, в то время, когда гонение на Православную Церковь приобрело невиданные в истории размеры. Уже были зверски убиты митрополит Киевский Владимир и архиепископ Черниговский Василий, живым закопан в землю архиепископ Пермский Андроник, привязанный к камню сброшен с парохода епископ Тобольский Гермоген. А Петр Федорович Полянский, который слыл жизнерадостным, никогда не унывающим человеком, обладающий крепким физическим здоровьем и огромным душевным тактом, всеми любимый и уважаемый, в возрасте 58 лет вдруг вступает на путь, который с точки зрения здравого смысла можно было охарактеризовать совершенно однозначно - самоубийство.


Родился Петр Федорович 28 июня 1862 года в селе Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской епархии в семье приходского священника. Учился в Воронежской Духовной семинарии, которую окончил в 1885 году по первому разряду. Был определен на должность псаломщика при храме села Девицы в Коротоякском уезде.

В 1887 году Петр стал вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии, которую окончил в 1892 году со степенью кандидата богословия, полученной за работу «Объяснение первого послания св. Апостола Павла к Тимофею». В студенческие годы он, по воспоминаниям его сокурсника митрополита Евлогия, отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью. Со времен учебы в академии был дружен с будущим патриархом Сергием (Страгородским). Магистр богословия (1897 года, тема диссертации: «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования»).

Участвовал в первой всероссийской переписи населения, исполнял обязанности члена-соревнователя Попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. За время службы был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степеней. В этот период познакомился с епископом Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом. С 1916 года – действительный статский советник. Был награжден орденом святого Владимира. В 1918 году состоял в секретариате Поместного собора.

Принятие сана и архипастырская деятельность

В то время как большевики только входили во вкус, уничтожая русское духовенство, Патриарх Тихон предложил святителю принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Петр Федорович принял предложение, сказав при этом своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, - я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».

Постригал его в монашество и рукополагал во священника митрополит Сергий (Страгородский). 8 октября хиротонисан патриархом Тихоном и другими архиереями во епископа Подольского, викария Московской епархии. Сразу после хиротонии был арестован и сослан в Великий Устюг. Там он жил вначале у знакомого священника, потом в сторожке при городском соборе. В ссылке он имел возможность совершать Божественную литургию в сослужении великоустюжского духовенства.

Возвратившись в Москву, стал ближайшим помощником патриарха и был возведен в сан архиепископа Подольского (1923 год), потом - митрополита Крутицкого (1924 год) и включен в состав Временного Патриаршего Синода. На совещании епископов, которое проходило в Свято-Даниловом монастыре в конце сентября 1923 года, высказывался против компромисса с обновленцами.

Патриарший местоблюститель

25 декабря 1924 (7 января 1925 г.) Патриарх Тихон составил завещательное распоряжение («завещание»), в котором говорилось: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосв. Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосв. Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру Митрополиту Крутицкому».

Патриарх Тихон скончался 25 марта (7 апреля) 1925 года. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел тогда находились в ссылке, местоблюстительские обязанности по кончине Патриарха Тихона немедленно взял на себя митрополит Петр. 9 апреля он направил председателю ВЦИК М.И.Калинину следующую записку: «Вступая в управление Православной Русской Церковью, долгом почитаю, как гражданин СССР, препроводить Вам прилагаемую при сем копию акта от 7 января 1925 г., собственноручно написанного почившим первоиерархом Русской Православной Церкви Патриархом Тихоном, коим на случай его кончины Патриаршие права и обязанности переданы мне как Местоблюстителю Патриаршего места. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий».

В качестве местоблюстителя помогал многим заключенным и сосланным. Пожертвования обычно сразу отдавал для передачи в тюрьмы, лагеря и места ссылки. Благословлял приходы жертвовать в пользу заключенных священнослужителей. Часто совершал Божественную литургию в московских приходских и монастырских церквах, в том числе в Свято-Даниловом монастыре.

Решительно выступил против любых договоренностей с обновленцами, которые в 1925 году провели свой 2-й собор, обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам Церкви с посланием, в котором говорилось: «Должно твердо помнить, что по каноническим правилам Вселенской Церкви все <…> самочинно устраиваемые собрания, как и бывшее в 1923 году живоцерковное собрание, незаконны. Поэтому на них присутствовать православным христианам, а тем более выбирать от себя представителей на предстоящие собрания канонические правила воспрещают».

В результате абсолютное большинство клириков и паствы митрополита Петра отказались от компромисса с обновленцами, которые в свою очередь обвинили святого «в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности».

Патриарший местоблюститель также отказался пойти на условия карательных органов (ГПУ), которые в обмен на упрочение юридического положения Церкви требовали издать послание, в котором прозвучал бы призыв к духовенству и верующим лояльно относиться к советской власти, устранить неугодных власти архиереев, осудить заграничных епископов и контактировать в дальнейшем с правительством в лице представителя ГПУ.

В ноябре - декабре 1925 года были арестованы епископы, принадлежащие к числу сторонников митрополита Петра. В начале декабря, зная о предстоящем аресте, он писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, упущений и невольных несправедливостей, - вот, что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем – пастырском – особенно».

9 декабря 1925 года по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП (б) митрополит был арестован. По распоряжению местоблюстителя исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому).

Жизнь в заключении

Во время следствия владыка содержался во внутренней тюрьме на Лубянке, а также в Суздальском политизоляторе. На допросе 18 декабря 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война еще может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается Отечество от иноплеменников и православная вера».

5 ноября 1926 года был приговорен к 3 годам ссылки. В декабре этапирован через пересыльные тюрьмы в Тобольск, в феврале 1927 года доставлен в село Абалак, где содержался в контролируемом обновленцами Абалакском монастыре. В начале апреля вновь арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. По постановлению ВЦИК выслан за Полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ, где был лишен медицинской помощи. 11 мая 1928 года постановлением Особого совещания ОГПУ срок ссылки был продлен на 2 года.

17 августа 1930 года вновь арестован. Содержался в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В ноябре 1930 года против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что, находясь в ссылке, он «вел среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении сов. власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для постановки борьбы с сов. властью». Виновным себя не признал. Находился в одиночном заключении без права передач и свиданий. В 1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя. После беседы с Тучковым был частично парализован, также был болен цингой и астмой.

23 июля 1931 года Особым совещанием ОГПУ приговорен к 5 годам заключения в лагере, однако был оставлен в тюрьме во внутреннем изоляторе. Верующие при этом пребывали в уверенности, что он продолжает жить в заполярной ссылке. Тяжело страдал от болезней, просил отправить его в лагеря: «Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. … Болезни все сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены».

В июле 1933 года ему были запрещены прогулки в общем дворе (даже ночью). Они были заменены на прогулки в маленьком сыром дворике, где воздух был наполнен испарениями отхожих мест. Несмотря на это, продолжал отказываться от сложения своих полномочий. В качестве «секретного узника» (вместо имени он фигурировал под номером 114) переведен в Верхнеуральскую тюрьму. В июле 1936 года его заключение было в очередной раз продлено на 3 года. В конце 1936-го в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя, якобы последовавшей 29 сентября, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. По митрополиту Петру была отслужена панихида.

Мученическая кончина и канонизация

В 1937 году против него было возбуждено новое уголовное дело по следующему обвинению: «Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом Советского государства, клевещет на существующий государственный строй …, обвиняя в «гонении на Церковь» «ее деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола.

2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорен к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян - по разным версиям в тюрьме НКВД в Магнитогорске или на станции Куйбас. Место погребения остается неизвестным.

В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик. В 2003 году в городе Магнитогорске Челябинской области на дороге к Вознесенскому храму в его память был воздвигнут крест.

Тропарь Петру (Полянскому), митр. Крутиц­кому

Божиим смотрением к святительско­му служению /
святым Патриархом Тихоном призванный, /
стаду Христову явился еси /
страж неусыпный и защитник небоязненный, /
священномучениче Петре. /
Жестокая заточения и дальная изгнания, /
страдания и смерть от богоборцев претерпел еси. /
Венец мученический прияв, /
на Небеси ныне радуешися. /
Моли милостиваго Бога, /
да сохранит Церковь нашу от нестроений, /
единомыслие и мир людем Своим дарует /
и спасет души наша.

© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru