программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)


Храм в честь Иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово

АДРЕС: Каширское шоссе, д. 63, корп. 2

НАСТОЯТЕЛЬ: архиепископ Тираспольский и Дубосарский САВВА (Волков)

Официальный сайт храма: www.troeruchitsa.ru

На приходе действует временный храм-часовня. 16 октября 2013 года архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва совершил освящение малой церкви иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Часовня, заложенная в 2011 году по просьбам прихожан, особо нуждающихся в предстательстве Царицы Небесной, была возведена исключительно на их пожертвования.

В своем слове в день освящения часовни Владыка Савва особо благодарил жертвователей и благоукрасителей святыни и пожелал, чтобы Матерь Господа нашего Иисуса Христа сохраняла их семьи «от пагубы винопития и наркомании». «Думаю, что наличие этой часовни со святым образом Пресвятой Богородицы “Неупиваемая Чаша”, перед которым наши клирики будут совершать водосвятные молебны и возносить молитвы о страждущих, послужит к очищению духовной атмосферы всего нашего района», - сказал тогда архиепископ Савва.





Икона Божией Матери Троеручица

11 июля (28 июня) и 25 (12) июля

«Троеручица» - одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери. Перед этим образом молятся об исцелении различных недугов, об умиротворении раздоров и умножении любви. Святыня находится в монастыре Хиландар на Афоне.

История

История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году, когда на византийский престол взошел император Лев Исавр, начались страшные гонения на почитателей икон. В эту пору ревностным защитником иконопочитания выказал себя государственный советник халифа Дамасского высокообразованный христианин Иоанн, пользовавшийся значительным влиянием на своего государя-магометанина.

На основании Священного Писания и Предания Иоанн доказывал верность иконопочитания, о чем писал своим многочисленным знакомым в Византии. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина переписывались, передавались из рук в руки, получая самое широкое распространение, и немало способствовали утверждению православных в истине и обличению иконоборческой ереси (преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы»).

Проповедь преподобного привела в ярость императора, но поскольку автор посланий находился вне его досягаемости, так как был подданным халифа, то император решил прибегнуть к клевете. От имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором святой якобы предлагал Льву Исавру свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить своего советника от должности, отрубить ему кисть правой руки, и в знак устрашения вывесить ее на городской площади.

Вечером преподобный Иоанн направил к правителю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсеченную кисть. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконой Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел ее целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения.

Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного в Палестине, приняв там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы Богородицы серебряное изображение руки, откуда и имя иконы – Троеручица.


Образ Троеручицы в Сербии и на Афоне

В XIII веке икону Божией Матери Троеручица преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенес ее на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию хранители иконы, опасаясь, что образ может попасть в руки мусульман, привязали ее к седлу осла и отпустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осел беспрепятственно дошел до Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией.

Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника. Однако никак не могли придти к единому решению. Однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери Троеручица. Образ унесли в храм, но на следующий день он вновь появился на игуменском троне. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь, но утром, сняв печать, вновь увидели икону на прежнем месте.

В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена (делами монастыря ведает иеромонах-проигумен), а иноки для получения благословения на монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.


История образа в России

В Россию первый список иконы Троеручица был принесен в 1661 году и установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея Нового Иерусалима хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал.

Один из наиболее почитаемых в России списков Троеручицы находится в Московском Свято-Даниловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. В XIX столетии дважды в год, накануне праздника Троеручице, при огромном стечении народа прямо на монастырской площади совершалось Всенощное бдение. Икона была возвращена в Данилов монастырь в середине 80-х годов ХХ века. На ней были повреждения, а первоначальный образ в несколько слоев записан поновлениями. Церковный художник кропотливо восстановил изначальный облик иконы. Уже во время реставрации образ явил свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца-поновителя за время работы над иконой восстановилось зрение.

Другой список иконы находился в Екатеринбурге – в Ипатьевском доме, когда там пребывали в заточении Святые Царственные Страстотерпцы в 1918 году. Предшествующая история этого скромного домашнего образа неизвестна, однако, судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но Августейшие Страдальцы совершали свои молитвы и перед этой скромной иконой, которая стала духовным свидетелем их страданий и мученического подвига.

 

Иконография

Образ Божией Матери Троеручицы относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери.

Известный русский исследователь афонских древностей епископ Порфирий (Успенский) в своем труде «Путешествие на Афон» особо отмечал «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное известным исследователем русской иконы Н. П. Кондаковым, что икона Троеручица, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Ученый относил образ к XIV веку, судя по его письму и такой красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Христа, которая свидетельствует «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке».

 

Тропарь, глас 4:
Днесь светло красуется царствующий град Москва, / имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, / Заступнице наша Дево Богородице, / честный образ Твой, / имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши, / во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: / двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, / третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, / и от потопления изымаеши, / и всем полезная даруеши, / и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, / и всех всегда милуеши, / честною ризою Своею покрываеши жительство сие / и вся грады и страны наша, / да зовем Ти: // радуйся, Обрадованная.

Тропарь, глас 4:
Яко звезда светозаряющая, / из Сербии на Афон чудесно прииде / всечестная икона Твоя Троеручица, / юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, / яко Божественный дар свыше, / прославляет Тя, Владычицу, / и умильно вопиет: / не остави милость Твою от нас, // но пребуди с нами во веки.

© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru