«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
СМИ о нас: Допустима ли смелая архитектура в православном храме
23.09.19

Если за рубежом строить храмы приглашают самых авангардных архитекторов – достаточно вспомнить Капеллу в Роншане знаменитого французского модерниста Ле Корбюзье, Храм Света японского архитектора Тадао Андо, Часовню Брата Клауса швейцарца Петера Цумтора или Кафедральный собор в городе Бразилиа латиноамериканца Оскара Нимейера – то у нас с храмовой архитектурой экспериментировать как-то не принято. Архитектурный код наших религиозных сооружений законсервировался на этапе древнерусских «закомаров» и «кокошников». Но и у нас в последнее время стали случаться прорывы. Один из них – проект православного храма на Верейской улице в Москве, который, похоже, все-таки построят.

Через стеклянную стену будет виден уникальный природный ландшафт

Новость, появившаяся в Интернете, стала чуть ли не сенсацией: Московская Патриархия одобрила проект храма священномученика Игнатия Богоносца, который планируется к возведению на Верейской улице. Храм сильно отличается от строящихся в последнее время храмовых комплексов. Он более чем лаконичен, в нем нет традиционных росписей, а стена, к которой примыкает алтарь, спроектирована стеклянной – благодаря этому прихожанам будет доступен роскошный вид на природный заказник - долину реки Сетуни.

Обычно алтарь в православном храме отделяется высоким иконостасом, который полностью скрывает пространство, где происходит таинство священнослужения. Здесь алтарная преграда будет низкой, а иконостас – одноуровневым. Такая планировка принята в раннем христианстве, и сегодня, в привычных храмах, почти не применяется.

- Должен сразу отметить, что в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в плане строительства храмов, и то, что этот проект появился, – маленькое чудо, - заметил на днях главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали.

Храм спроектирован Саидом Джабраиловым из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» при участии Валерия Лизунова с Анжелы Моисеевой из бюро Archpoint, которые специализируются на общественных пространствах. Инициатором и заказчиком проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона.

- В основе проекта лежит классическая крестово-купольная система. Кровля визуально опускается до земли, храм как будто вырастает из нее. Перекрытие подклета, вертикальные несущие конструкции, наружные лестницы, своды, шатер и барабан будут отлиты из монолитного железобетона. Фасад предполагается обшить стеклофибробетонными плитами, а кровлю и купол — стеклофибробетоном или стеклопластиком. Крест на куполе будет сделан из триплекса с возможностью подсветки – так описывает свой проект автор Саид Джабраилов.

В храме сможет молиться одновременно до 500 прихожан. Его внутренние помещения максимально функциональны – архитекторы постарались сделать все конструктивные части храма одновременно и декоративными. Например, в стенах есть встроенные ниши для икон и выступающие подставки для свечей, над которыми находится оформленная в виде рельефа стены вытяжка. Прообразом для храма на Верейской улице послужила знаменитая Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, построенная в XIV веке. В те времена использовалось минимальное количество декоративных элементов.

Долой храм-хрущевку, даешь – храм-эксклюзив!

Между тем, не только архитекторы, но и многие служители церкви сегодня считают, что облик православного храма требует обновления. Не зря Московский патриархат, совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России теперь регулярно проводит архитектурные конкурсы на лучший проект современного храмового комплекса. Среди архитектурных решений, представленных на эти конкурсы, есть и очень смелые.

По словам заместителя начальника отдела по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви, протоиерея Андрея Юревича (он и сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ) сегодня строится много безликих храмов. Их в среде священников называют храмами-хрущевками. Но как из хрущевок нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые и впечатляющие храмовые сооружения.

Храм должен быть удобным и для священника, и для прихожанина. Очень частая, например, ошибка, когда комплекс строится без притвора - а ведь в современном храме обязательно нужно помещение, где продают свечи, иконы, где располагаются - уж извините за такие бытовые подробности – гардероб и туалетная комната. Кроме того, современный храм должен соответствовать требованиям энергоэффективности – экономить тепло. Укладываться в противопожарные нормы. Как любое здание, он проходит строительную экспертизу.

Появились новые требования и к эстетике здания, предназначенного для отправления религиозного культа. Важным признаком современности теперь считается отсутствие росписи в храме.

- Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, - поделился своим мнением председатель правления Гильдии храмоздателей, успешный архитектор, с большим опытом храмостроения Андрей Анисимов. – Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы. Раньше стены покрывали росписью, потому что большая часть населения была неграмотной. И по таким картинкам люди изучали Святое писание. Сейчас в таких иллюстрациях с продолжением, своего рода комиксах, необходимости нет.

- Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, - сетует отец Андрей Юревич. – А то ведь порой самого низкого качества. Так что иногда лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном.

Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.

Одни по-прежнему считают, что алтарная часть - это сокровенное мест, куда категорически запрещено входить посторонним. Другие придерживаются мнения, что правила должны стать более демократичными: и если уж алтарь по-прежнему закрыт для не-служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.

Сегодня православные архитекторы пришли к тому, что в храме обязательно должно быть отделено место для исповеди. В идеале, это отдельное помещение.

- Да, считаю, что здесь уместен опыт католических храмов, - считает Андрей Анисимов. – Но, думаю, времена, когда бабушки жались у стеночки, впопыхах исповедуясь батюшке, наверное, прошли.

Справедливости ради, заметим, к проекту храма на Верейской улице даже сами архитекторы относятся по-разному. Некоторые не считают новаторские идеи, которые здесь применены, лучшим и допустимым решением.

- Современная архитектура не в том, чтобы самовыразиться, или, тем паче, эпатировать кого-то, она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам церкви, - убеждены представители Гильдии храмоздателей, которая активно занимается проектированием храмовых комплексов. - Храму сейчас жизненно необходимы не только ритуальные, но и общественные пространства. И тут – почему бы нет - вполне допустим деликатный эксперимент с архитектурными формами, с условием, конечно, что они укладываются в наши традиции.

С заботой о людях

…Между тем, проект храма на Верейской улице недавно был представлен на международном конкурсе религиозной архитектуры Faith & Form Awards. И победил!

- Мы хотели бы построить современный и комфортный для всех поколений прихожан храм, который при этом будет восходить к традициям псковско-новгородского зодчества, - сказал по итогам конкурса один из авторов проекта Валерий Лизунов (Archpoint) - Внутреннее убранство содержит небольшое количество деталей, но все они — функциональны. Предусмотрены вытяжки, чтобы свечи не коптили помещение, гардероб, чтобы прихожанам не было жарко, и они не складывали куртки в пространстве для молитв. Мы попытались спроектировать храм с заботой о людях, которые будут в нем находиться, — подытожил руководитель бюро Archpoint Валерий Лизунов.

На наш взгляд, авторам это удалось.

Елена МАЦЕЙКО

Строительство.ру

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru