программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Доклад Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви Митрополита Рязанского и Михайловского Марка
25.01.18

Уважаемый Владимир Иосифович! Уважаемый Виталий Иванович! Ваши Высокопреосвященства! Преосвященства! Дорогие отцы! Братья и сестры! Рад приветствовать вас на нашей конференции «Храмостроительство XXI века. Возрожденные святыни».

Уже не первый год мы занимаемся нашей Программой строительства православных храмов в Москве. Много говорится о востребованности Программы, о ее благотворном влиянии на социальный климат новых районов столицы, о беспрецедентности и высокой миссии Программы и, наконец, о том, что эта Программа носит исторический характер! Любой непредвзято настроенный, любящий Россию человек с этим согласен. Каждый, кто знает историю нашего Отечества, наши традиции и культуру, не может недооценивать значение и важность нашего общего дела.

Вместе с тем остаются вопросы, связанные непосредственно с реализацией Программы, с практическим ее воплощением. Мы уже проделали большой путь. 42 храма построены, в них регулярно совершается Божественная литургия. На 4 храмах завершены строительно-монтажные работы. И еще 41 храм строится. И это только капитальные строения. Кроме того, возведены более 100 малых, как мы условно называем, «временных» храма, в которых также совершаются регулярные богослужения, развивается приходская жизнь, открываются воскресные школы, ведется социальная работа с жителями районов. Это очень серьезный масштаб. И за эти годы у нас накопился серьезный опыт.

Архитектура

Однако, конечно, не обошлось и без ошибок. Как многие помнят, сначала возникла идея строить модульные храмы, то есть храмы, которые представляли бы некий конструктор, состоящий из нескольких больших готовых частей. Затем все же решили строить типовые храмы. Разработали семь проектов на храмы от 200 до 500 человек и стали по этим проектам возводить схожие, типовые здания. Предполагалось таким образом удешевить этап проектирования.

Все это были этапы роста. В итоге, слава Богу, после многих обсуждений и дискуссий, все же пришли к необходимости традиционного подхода к храмовой архитектуре. А именно: для каждого нового храма сегодня разрабатывается свой индивидуальный проект.

Конечно, в истории храмовой архитектуры во все времена мы встречаем элементы типовой застройки, начиная от Константинополя и Рима и заканчивая исторической Москвой. Но вместе с тем, Первопрестольный град наш – это город с большим интеллектуальным и творческим потенциалом. У нас много талантливых архитекторов, которые горят любовью к своему делу, которым интересно открывать новые горизонты, здесь и сейчас в совместном творческом процессе определять главный вопрос – каким должен быть русский православный храм третьего тысячелетия. Это же истинное счастье для любого творца создавать новые формы и стили, определять ход архитектурной мысли. Тем более, что сегодня счастливое время, когда для творчества есть все возможности и реальная необходимость. Труд храмоздателя востребован как никогда.

И немало архитекторов почитают за честь принять участие в нашей Программе. Причем к нам приходят и светские именитые архитекторы, которые хотели бы испытать себя на ниве храмостроительства. Мы с радостью приглашаем их в нашу команду. Мы также предоставляем возможность молодым, начинающим специалистам показать, на что они способны. Развивается активное сотрудничество с МАРХИ. В этом знаменитом архитектурном институте уже открыта кафедра «Храмовое зодчество».

Так что если в начале Программы слабым звеном была архитектурная составляющая, то сегодня архитектура в значительной степени «подтянулась». К сожалению, выявляются и новые болевые точки. В первую очередь, это качество строительства на некоторых объектах, а также связанный с этим вопрос технического контроля. Под техническим контролем я понимаю весь процесс подготовки документации, в том числе связанной с проектированием, непосредственный контроль за ходом строительных работ и помощь при сдаче объекта в эксплуатацию.

Качество строительства

Что касается качества строительства. Первоначально строители чувствовали себя хозяевами на строительной площадке. И зачастую просто игнорировали мнение священников. Когда настоятели порой справедливо указывали на недоделки и недостатки, им отвечали: «Батюшка! Мы сейчас все закончим, достроим, сдадим, Вы объект примете и будете сколько угодно заниматься его эксплуатацией, как Вам нравится».

Сегодня такого уже нет. Мы в корне меняем ситуацию. Священник должен быть главным человеком на стройке. Ведь именно священник, руководитель общины – это главное заинтересованное лицо. Ведь ему потом служить и строить приходскую жизнь в новом храме!

За годы строительства мы соприкоснулись с разными подрядчиками, в том числе, и с недобросовестными, которые не стеснялись обманывать и Церковь, и Владимира Иосифовича. Я даже не говорю здесь о срыве сроков. У многих это вообще вошло в обычную практику. Но бывают ситуации гораздо хуже: возьмет подрядчик деньги, а работа стоит. Никто на стройку не выходит. И все только обещают: сейчас-сейчас. А как часто рабочим зарплату задерживают, недоплачивают, а то и вообще отказываются платить.

Качество работ также оставляет желать лучшего. К примеру. Построила одна компания два храма на 200 человек на улице Михневская и Островитянова. В результате: вода в подвалах, кровли текут, штукатурка осыпается и прочее, и прочее. И приходам пришлось искать средства, нанимать других строителей, чтобы все это исправлять!

Компания «Балтстрой» строила храм на Можайском шоссе. Благотворители — Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря — практически не имели возможности контролировать качество выполняемых работ. Специалисты фонда приезжали на стройку, а их буквально выпроваживали с формулировкой: «Вы кто такие, у нас с вами договора нет». В итоге многие дефекты были выявлены уже после ввода объекта в эксплуатацию. На их исправление благодетели ужепотратили более 30 млн рублей, сверх первоначальной сметы. Из ярких примеров: всю кровлю над алтарной частью пришлось снимать, как и конструкции под ней, и заново перекладывать. Причем уже с новыми материалами. В 2018 году предстоит переложить всю оставшуюся кровлю, а это около 1000 кв. метров.

Также к освящению храма Святейшим Патриархом пришлось полностью до кирпичной кладки снимать покрытие всех фасадов храма. Отбивать, отмывать до красного кирпича и заново выполнять отделку. Поскольку строители «Балтстроя» красили в нарушение всех норм зимой, при минусовой температуре.

Кровля и фасады – в данном случае наиболее иллюстративные примеры. На самом деле проблем гораздо больше. По итогам независимой экспертизы выявлено более 40! пунктов брака. И работа по исправлению ошибок продолжается.

Все это к слову о профессиональном уровне нанимаемых бригад! Некоторые мастера даже кирпичи ровно положить не могут. На Вешняковской пришлось перекладывать барабан: расположение и размер окон ну никак с проектом не хотели совпадать. На Берзарина разбирали колокольню – не соответствовала проекту.

Или еще нередкий пример. Зачем-то спешат штукатурить стены внутри храма, а кровлю еще недоделали. В итоге дождь заливает новую штукатурку. Или все лето чего-то ждут, а в зиму вдруг принимаются котлован рыть или опять же фасады красить. Конечно, к весне внешняя отделка уже никуда не годится. Идет трещинами или висит клочьями. Ведь должна же быть ответственность за то, что делаешь!

Стоит и серьезный вопрос о культуре ведения строительства. Рабочие должны понимать, где они работают и что они строят! Не курить на площадке, не браниться, вести себя достойно. Не распивать спиртные напитки!

Вспоминаю случай, который произошел во время строительства храма в Страсбурге. В свое время я там совершил закладку нового храма и курировал строительство. И вот как-то настоятель нашел на стройке окурок от сигареты. Батюшка сказал об этом руководителю строительной компании, которая осуществляла все работы. А тот с удивлением выслушал замечание и заявил: «Что Вы!?! Наши рабочие не курят на стройке! Они ведь строят храм

Вот у таких ответственных строителей и надо учиться культуре ведения работ! Как было бы хорошо, если бы и на наших объектах трудились мастера с таким же уровнем культуры, чтобы относились с уважением к святому месту. Чтобы понимали, где алтарь, где основной храм и что это все означает.

А это во многом зависит, в том числе, и от священников, которые должны проводить разъяснительную работу.

Священник также должен иметь решающий голос при выборе подрядчика. Хорошо бы, конечно, чтобы подрядчиками выступали люди православные. Ответственные. Чтобы оплата работ была прозрачной. Люди, которые строят храм, должны вовремя получать свою зарплату, чтобы процесс возведения храма, созидания святыни, не сопровождался обидами и подозрениями в нечестности работодателя.

Здесь хотелось бы особо отметить ряд строителей. Прекрасно работает строительная компания, специализирующаяся на монолитных работах, во главе с Андреем Сергеевичем Бочаровым и Дмитрием Евгеньевичем Павловым. Они выполнили монолитные работы на храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынке, монолитные работы на храме преподобного Сергия Радонежского на улице Василия Петушкова, на храмах святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве и 12 апостолов в Ховрине. В свою работу они не закладывают никакой коммерческой составляющей, а часть работ вообще выполняют за свой счет.

Хочу поблагодарить также компанию ООО «Риотекс», которая за свой счет строит храм святителя Димитрия Ростовского на улице Вострухина, 9, и Наталью Анатольевну Сулиму, которая не только контролирует строительство на нескольких объектах нашей Программы, но и сама строит храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на улице Салтыковская.

Хочется поддержать компанию ООО «ФПК Сатори». Для нее настали непростые времена. Но эти строители всегда отлично справлялись со своими обязательствами, а также не раз жертвовали храмам свои работы и материалы.

Отмечу также настоятелей-хозяйственников: протоиерея Сергия Дикого, который строит большой храм в Коптеве, иерея Глеба Цвиркунова, который возродил из небытия стройку храма в Тушине, иерея Илию Боярского – строит храм на Клинской, протоиерея Павла Куцева, который возводит громадный храм на площади Викторио Кодовильи.

Теперь о техническом заказчике. Как я уже говорил, качество ведения работ зависит не только от строителя, хотя, конечно, от строителя в первую очередь, но и от профессионализма технического заказчика. Технический заказчик призван сопровождать весь процесс возведения храма. Технический заказчик стоит на страже интересов заказчика. Это главный помощник настоятеля и ФХУ.

У нас были разные заказчики. Хуже, лучше. Основным – был ГУП «УРиРУО». Много было с нашей стороны нареканий на их работу. Но важно четко понимать, что без технического заказчика строить нельзя! Не стоит экономить на техническом заказчике, гораздо дороже будет потом исправлять ошибки строителей и вводить храм в эксплуатацию.

Опыт показывает, что самые разные люди хотят участвовать в нашей Программе. Как строители, так и технические заказчики не раз нас подводили. Некоторые строители еще и в суд подавали. Причем интересная закономерность. В суд, как правило, подают те, кто сам плохо строит, с большим списком нареканий.

Итак. Мы нашли оптимальное решение. По благословению Святейшего Патриарха мы меняем принцип работы Программы. Теперь подрядчиков и технического заказчика будет выбирать настоятель прихода вместе с ФХУ. И подбирать будем те компании, которые вызывают доверие. То есть учитывать будем и профессиональные качества, и этические. Желательно, повторюсь, чтобы это были люди верующие. Или хотя бы с уважением относящиеся к Церкви.

В этом направлении ФХУ уже проводится большая работа. Три предшествующих года наше внимание было во многом сконцентрировано на вопросах проектирования, на создании новой линейки проектов, и, слава Богу, нам удалось наладить этот процесс, сегодня же мы активно включаемся в решение вопросов технического контроля. Наш главный контролер УРиРУО, к сожалению, не справился с задачей. И мы вывели на поле нового бойца — Некоммерческое партнерство «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии». Специалисты ЕСЗМП несколько лет занимались реставрацией, но в 2016 году был увеличен штат службы и подписаны договоры на обеспечение технического надзора за строительством храмов на приходах: на ул. Фабрициуса, вл. 33-35, на ул. Авиационная, вл. 30, Берзарина, вл. 15, к.1, Лодочная, напротив вл. 31, Мневники, вл.10, Вавилова, вл. 61, на Волжском, на ул. Барклая, на Ленинградском шоссе, вл. 39, на пересечении ул. Каховка и ул. Азовская. Причем часть строек – проблемные. И именно для того, чтобы навести на них порядок, они и были взяты нашей службой под личный контроль.

Конечно, я понимаю, что время сегодня непростое. Средств всегда не хватает. Рабочих рук тоже. Хорошие компании разоряются. Благодетели теряют капиталы. Но мы все – участники Программы — несем личную ответственность перед историей. И потому я призываю всех трудиться не за страх, а за совесть. Сегодня именно от нас с вами зависит, каким будет облик Москвы XXI века, а, возможно, и всей России.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru