«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Доклад иерея Александра Привалова, помощника по строительству Председателя ФХУ, на Семинаре для настоятелей строящихся храмов
02.02.19

XV направление «Традиции православного храмостроительства»

XXVII Международные Рождественские Образовательные Чтения

«Молодежь: свобода и ответственность»

XV направление «Традиции православного храмостроительства»

Семинар для настоятелей строящихся храмов

Красный зал Храма Христа Спасителя
29 января 2019 года 10:00–12:00

Сопредседатели: иерей Александр Привалов, помощник по строительству Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; иерей Михаил Титов, заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии»

Доклад иерея Александра Привалова

— Досточтимые отцы, братья и сестры!

Я приветствую вас на семинаре для настоятелей строящихся храмов и их помощников. Традиция собираться на Рождественских Чтениях существует не первый год, и мы расцениваем ее как очередное напоминание о правильном нормативном подходе ко всем действиям, связанным с проектированием, со стройкой, со сдачей наших объектов в эксплуатацию. Потому что из года в год проблемы не исчезают. Приходят новые настоятели, приходят новые люди и проблемы возвращаются, начиная от выбора архитектурного облика до сдачи объекта в эксплуатацию и передачи прав приходу как конечный итог.

Программа существует уже много лет. Вопреки всем надеждам ее противников она не развалилась, не угасла, но продолжает двигаться вперед, развиваться. Ежегодно в эксплуатацию сдается не менее 10 храмов, а проектируется порядка 40. Все это свидетельствует о том, что наша Программа угодна Богу. И благословение, которое дал Святейший Патриарх, его идея – создание храмов именно в спальных районах Москвы, что строились в советское время и в своей планировке не предусматривали возведение церквей, — это благословение исполняется и приносит свои плоды. Настоятели наших новых приходов собирают – каждый на своей ниве — добрый урожай.

Конечно, существуют трудности. И для решения всех возможных вопросов и проблем настоятелям необходимо найти себе помощников, которые бы хорошо разбирались в строительстве и в нормативной документации. Ведь многие правила строительства были созданы еще в дореволюционное время. Многим из них порядка 150 лет. А сколько было усовершенствований в период советского государства, и в наши дни. По-хорошему, вся система выстрадана, выверена и отступать от нее просто бессмысленно.

Однако же люди, которые становятся во главе стройки, порой предлагают настоятелю нарушить правила. К примеру, один помощник говорит: «Вот я у себя дачу построил и все знаю. Все это ерунда, что в правилах понаписано. Я у себя в деревне крышу перекрыл и все в порядке. Зачем стропила чем-то там покрывать и обрабатывать. У меня все прекрасно держится. И простоит еще 100 лет». Этот «мастер» не учитывает того, что у него на даче, к примеру, пролет 2,5 метра, а тут нужно перекрыть 6 метров. Подходит другой «помощник», который уже «две дачи построил», и тоже говорит: «Батюшка, не сомневайся, слушай нас! Мы тебе все сейчас построим». А когда подобная работа закончена, мы в лучшем случае сталкивается с тем, что не можем сдать объект в эксплуатацию. Потому что это Москва. Здесь не деревня. Надзорные органы отвечают головой за безопасность людей, находящихся в наших храмах. И они говорят: «Нет! Батюшка, переделывай». Батюшка начинает бегать, спрашивать одного, другого, экспертизы назначать. А суть-то остается прежней – эта конструкция представляет собой опасность.

Тоже самое касается и так называемых «пожертвований». Пример. На строительном рынке закончился срок годности цемента, и «добрый» продавец приходит к настоятелю и говорит: «У меня есть газель цемента. Бери, Богу не жалко». Батюшка радостный берет этот цемент, дает его ничего не подозревающим таджикам, которые у него строят, а потом этот цемент начинает рассыпаться в кладке, потому что он не может затворить песок. Если, к примеру, кирпич пережженный, то его также использовать нельзя.

Или жертвуют утеплитель, который провалялся на строительном рынке под дождем и пришел в некондиционное состояние. Куда его? Утилизировать порой дорого и жалко… А вот рядом храм строят. Приезжают, батюшке отдают. Батюшка укладывает уже не утеплитель, а нечто похожее на утеплитель, а потом удивляется: «Почему в храме холодно? Что вы мне здесь напроектировали?»

Так что ко всем «пожертвованиям» строительных материалов нужно относиться очень внимательно: требовать сертификаты, смотреть срок годности.

Именно поэтому необходим технический заказчик! Если на начальном этапе батюшке и помогают помощники, то эти помощники должны обладать соответствующими знаниями, образованием и опытом работы в реальной стройке, а не только в строительстве своей дачи.

То же касается и проектирования. Не раз слышал от настоятелей, мол, люди нам нарисовали проект, бесплатно, а отец Андрей (протоиерей Андрей Юревич, архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви – ред.) нам его не согласовывает. Дорогие отцы! Дешевизна — не лучший фактор в определении архитектурного облика храма. Об этом в своем слове более подробно еще расскажет наш архитектор.

Благодарю за внимание!

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru